enton67 (enton67) wrote in smolensk2better,
enton67
enton67
smolensk2better

Categories:

Идеи для велосипедизации Смоленска

Недавно власти города Смоленска обрадовали жителей (а кого и огорчили) появлением велодорожки по ул. Октябрьской Революции. Я искренне надеюсь, что данная велодорожка - это первый шаг в создании велосипедной сети города. Основываясь на своих знаниях в области урбанистики и богатом опыте передвижения по городу на велосипеде, хотел бы дать практические рекомендации по проектированию и созданию в Смоленске комфортной велосреды.
Трассировка маршрутов Смоленска
Первый вопрос, который возникает при обсуждении велосипедной инфраструктуры города - это трассировка маршрутов. Велосипедные дорожки и полосы нужно прокладывать с учетом двух факторов: востребованности и цены. Т.е. нам требуется так вложить деньги, чтобы сделать удобные маршруты максимально дешево. В 2014 году я уже предлагал вариант трассировки велосипедных маршрутов http://smolensk2better.livejournal.com/3783.html. Сейчас хотелось бы его немного дополнить.
Для начала давайте узнаем, какие улицы наиболее востребованы в нашем городе для передвижения на велосипеде. Сделаем мы это с помощью мобильного приложения Strava. Велосипедисты используют его для записи пройденных маршрутов, средней скорости и других полезных опций. Однако, кроме пользы для велосипедистов данное приложение может пригодится и проектировщикам. Дело в том, что на основании маршрутов от разных велосипедистов Strava составляет тепловые карты. Вот например, тепловая карта для Смоленска - чем ярче маршрут, тем больше велосипедистов его используют.


Исходя из данной карты и своего велосипедного опыта, я бы выделил следующие необходимые для Смоленска маршруты:
1) Маршрут от ул. Октябрьской революции до Реадовского парка. Есть несколько вариантов трассировки маршрута. Они отображены на рисунке.
2) Киселевка - Медгородок - Физдиспансер.
3) Медгородок – площадь Победы –ул. Дзержинского.
4) ул. Дзержинского – Набережная - ул. Фрунзе.
5) Медгородок – Реадовка.


Данные маршруты в дальнейшем могут составить основу для велосипедной инфраструктуры города.



Как правильно проложить дорожки в городе - "велоновичке"
Существуют различные способы прокладки веломаршрутов. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из них:


1) Велополоса по автомобильной дороге – это дешевое решение. Велосипедные полосы можно разместить с краю дороги за счет:

  • сокращения ширины автомобильных полос на многополосной дороге,

  • уменьшения их количества на одну,

  • сокращения парковочной полосы.


Однако в городах – «велоновичках» (в том числе и для Смоленска) для привлечения новых велосипедистов, в первую очередь требуется обеспечить им безопасность. Очевидно, что на многополосных дорогах, вроде улиц Кирова, Гагарина, Большой Советской велосипедисты будут чувствовать себя некомфортно, даже если на этих улицах нарисовать велополосы. Такое решение рекомендуется применять только на автомобильных дорогах с количеством полос не более двух в одном направлении. Также на дорогах с велосипедными полосами должно быть установлено ограничение скорости в 50 км/ч, в том числе с применением специальных конструкций ограничивающих скорость (вроде лежачих полицейских). Если дорога многополосная и не имеет ограничения скорости, то велополоса должна быть отделена от основного полотна физически: газоном, припаркованными автомобилями, парковочными столбиками.


Таким образом, для Смоленска рисовать велосипедные полосы по центральным автомобильным улицам нецелесообразно. Такие велополосы не будут привлекательны для велосипедистов и вряд ли будут пользоваться спросом. К тому же они рискуют легко превратится в парковку.
Хочу заметить, что проект реконструкции ул. Николаева предполагает нанесение велополос по краю дороги без физического разделения с автомобильным потоком. Далее фрагмент проекта реконструкции ул. Николаева - велодорожка на схеме помечена темно-зеленым.




Предполагаю, что там будет просто большая парковка и не будет велосипедистов.
2) Нанесение велосипедной разметки на существующие тротуары и организация съездов на пересечениях велодорожки с автомобильными дорогами.
Данный вариант просто и дешево реализовать, но у него также есть минус - сужается тротуар, что провоцирует пешеходов выходить на велодорожку. По этой причине возникают конфликты. Хотя, согласно исследованиям, пешеходы в целом хорошо уживаются с велосипедистами на одном тротуаре.
Основное в этом пункте - это именно организация съездов и заездов на пересечении с автомобильными дорогами. Варианты пересечений показаны на картинке.
"Удобный" вариант нужно реализовывать на пересечении с крупными автомобильными дорогами, "безопасный" - идеален для организации пересечений с небольшими дорогами и дворовыми проездами.
Для реализации "удобного варианта" требуется немного асфальта или бетона. Как-то так:
Начинать нужно именно со съездов-заездов, а уже потом наносить разметку, особенно если пешеходов не очень много.
3) Строительство новых велодорожек. Этот вариант отлично подходит для всех, но стоит существенно дороже предыдущих. Строительство 1 км велодорожки обходится в сумму порядка 1 млн рублей. Для сравнения, разметка такого же участка обойдется в 10 тыс. рублей.
У нас уже возникает дилемма - сделать новые 500 метров велодорожки или же на эти деньги нанести разметку и оборудовать съезды-заезды во всем Смоленске.
Какой из вышеуказанных вариантов выбрать для Смоленска? Тут конечно нужен индивидуальный анализ для каждого участка дороги. Но в целом, на данный момент я рекомендую использовать второй вариант (Нанесение велосипедной разметки на существующие тротуары и организация съездов на пересечениях велодорожки с автомобильными дорогами) особенно для улиц, где пешеходов не очень много, а тротуар имеет достаточную ширину.
Также нужно сосредоточить внимание на организации правильного пересечения велодорожек и автомобильных дорог. Таким образом город сможем дешево и относительно быстро создать основу велоинфраструктуры. А уже потом, можно закладывать в бюджет деньги на постройку дополнительных велодорожек в местах, где они помогут существенно сократить путь, или где пешеходов и велосипедистов слишком много.




От Реадовки до Центра, на велосипеде!
Давайте подробно рассмотрим трассировку маршрута от ул. Октябрьской революции до Реадовского парка.
Как я уже писал выше, существуют три способа соединения Реадовки и ул. Октябрьской революции.
Первый – делать маршрут по ул. Кирова с поворотом на ул. Черняховского.
Второй – по ул. Кирова с поворотом на ул. Матросова.
Третий - проложить новый тротуар и велополосу до Энергетического проезда от пересечения ул. Октябрьской Революции и ул. Кирова.
Замечу, что прокладывать велодорожку без организации тротуара рядом нецелесообразно, т.к. пешеходы в этом случае будут двигаться по велополосе, мешая велосипедистам.

Синим на схеме помечены места, где необходимо оборудовать съезды-заезды.

Итак, третий вариант с учетом прокладки вело- и пешеходных дорожек (на карте место обозначено зеленым) будет стоить несколько миллионов рублей. Поэтому предлагаю оставить его на будущее, а начать с первого или второго варианта.
Предполагаемый объем работ в данном случае следующий:

  • Организация велосипедного переезда с ул. Николаева (я бы предложил сделать велодорожку с другой стороны от светофора, чем пешеходный переход).



  • Нанесение разметки по ул. Октябрьской Революции до пересечения с ул. Кирова. Тут возможный маршрут проходит по дорожке, которая дальше от Кругозора, а потом после площадки у Современника, поворачивает на дорожку ближе к тюрьме.



Этот маршрут составлен так, потому что на этих дорожках пешеходов немного меньше, чем на соседних.

  • Далее мы наносим разметку по ул. Кирова: по одной велодорожке с каждой стороны тротуара. Да, конечно плитка – не лучшее покрытие для велодорожки, но повторюсь так будет дешевле. Дополнительно нужно будет продумать, как оборудовать велодорожку в узких местах (возможно убрать или сузить парковку в пользу велодорожки?)

  • Далее у нас альтернатива – велодорожка может повернуть на ул. Матросова, но тут нужен ремонт улицы. Если выбирать этот вариант, то велополосы можно нанести по автомобильной дороге, т.к. интенсивность движения тут небольшая. А вообще, идеальный вариант - сделать ул. Матросова опять пешеходной, хотя бы до перекрестка на рисунке.



  • Другой вариант – нанесение велополос на тротуаре с левой стороны по ул. Черняховского. Тут пешеходов не очень много и можно сделать совмещенную велопешеходную дорожку. На данном участке потребуется оборудовать пересечения с автомобильными дорогами (съезды).

На следующем участке можно сделать совмещенное велопешеходное движение без разделения полос. Так как интенсивность движения тут небольшая, а ширины тротуара на полноценную дорожку может не хватить.



 Тут необходимо убрать парковку у магазина Магнит.



И доделать тротуар и съезды, непосредственно прилегающие к Реадовскому парку.


Что же, будем надеяться, что власти не отступятся и продолжат реализовывать намеченный план велосипедизации Смоленска.

В качестве ссылки на литературу - дам вот такую полезную подборку http://alex-maisky.livejournal.com/45808.html и http://varlamov.ru/1410076.html

P.S.
На последок предлагаю набросок мест, где необходимо сделать съезды-заезды (пометил оранжевым). Даже без велоразметки - это существенно улучшить жизнь Смоленскому велосипедисту.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments